В Обществе православных психологов обсудили возможности развития христианской психологии

В конце апреля в причтовом здании храма Илии Пророка состоялось собрание Общества православных психологов. В тесном кругу за чаем собрались практикующие психологи, верующие православные люди. Многие из них неоднократно принимали участие во встречах «Семейного клуба». Возглавил встречу настоятель храма Илии Пророка, руководитель и духовник Общества протоиерей Димитрий Болтонов.

Это была первая встреча, хотя Общество православных психологов было создано три года назад, перед самым началом карантина. Поэтому общение началось с краткого знакомства, после которого перешли к основным вопросам, которых оказалось немало. В первую очередь необходимо было дать более или менее четкое определение православной психологии. Что это такое? Церковное учение или светская наука? Новое веяние или забытое старое? Для чего она нужна и нужна ли?

Психология в переводе означает наука о душе. И в этом смысле, как кажется, должна быть родственной церковному святоотеческому учению. Психологическая помощь сегодня действительно становится востребованной в нашем обществе, в том числе, и в среде верующих людей, особенно новоначальных. Но с другой стороны, многие относятся к этой науке настороженно, и часто небезосновательно. Есть немало примеров того, как специалисты в данной сфере, имеющие сомнительные нравственные и духовные ценности, могут завести клиента в дебри и вместо пользы принести человеку весьма ощутимый вред. Есть еще расхожее мнение, что любой священник является в той или иной мере психологом, а потому вполне может заменить собой последнего. К тому же и среди психологов часто бытует отрицательное отношение к духовенству и Церкви, и направление православной психологии воспринимается ими, мягко говоря, скептически, на уровне «бабушкиной психологии».

В самом деле, есть ли вообще такое понятие как православная психология, что оно собой представляет, и где та грань, которая отделяет компетенцию психолога от священника и есть ли эта грань вообще?

Вопросов по теме действительно накопилось много. Для их обсуждения было создано Общество православных психологов при Екатеринодарской епархии.

Первой темой для обсуждения стал доклад Марианны Денисовой «Святоотеческое учение о душе и светская психология: поиск диалога». Марианна Сергеевна – практикующий православный психолог, имеет 15-летний стаж работы. Недавно специалист была в Казани на очередных курсах повышения квалификации как православного психолога.

Единого определения понятия православной психологии нет, констатировала факт Марианна Денисова. Впрочем, некоторые считают, что и самой православной психологии нет как таковой, а есть только психологи, исповедующие православную веру.

— Православная или христианская психология это очень сложное понятие. Оно на слуху. Если в поисковике интернета запросить православную психологию, можно получить очень много откликов. Однако в числе предложенного окажутся и гипноз, и заговоры, и другие практики, противоречащие православному учению и миропониманию. Путаница возникает, потому что настоящих православных психологов очень мало, и ни в научной среде, ни среди психологов, ни среди священников нет четкого понимания, что такое православная психология, – говорит специалист.

Тем не менее, понятие православной или христианской психологии все-таки есть. И впервые его применил святитель Феофан Затворник, только сформулировал его именно как христианская психология. Марианна Сергеевна отметила, что интерес к христианской психологии в России конца 19-го – начала 20-го веков был достаточно высок. Диалог между Церковью и психологией в России существовал и ранее. Возможно, это направление получило бы должное развитие, если бы не революция 1917 года, прицельной мишенью которой было уничтожение религии и всего к ней относящегося.

В сегодняшней светской психологии есть немалая проблема – она не имеет единого понимания природы человека. Каждое направление учит по-своему. А это делает очень сложным процесс эффективной психологической помощи. Православная психология в этом смысле могла бы стать объединительным стержнем разных направлений в психологии, потому что имеет правильное понимание природы человека, исходя из святоотеческого учения.

Отец Димитрий Болтонов, священник, имеющий психологическое образование, задал серьезный вопрос: как понимать душу, как ее изучать?

— Есть естество человеческое, и есть естество Божественное, – говорит священник. – Даже Божественное естество не существует само по себе, оно существует в форме Личности, Трех Личностей – Отца, Сына и Божественного Духа. Вне их Божьего естества не существует. Т.е. естество всегда существует в форме личности, и личность это высшая форма существования естества. Так и человек существует в форме личности. И каждая психологическая школа дает свое определение личности. И тогда получается, что мы должны изучать не душу, а личность.

— У святых отцов был глубокий метод познания себя. Систему страстей и работы над ними они вывели, исходя из собственного духовного опыта. Они изучали себя изнутри, замечали малейшие действия своей души при помощи углубленного внимания, – пояснила Марианна Денисова.

Марианна Сергеевна отметила, что светская психология антропоцентрична, т.е. в центре ее внимания человек. А ведь есть еще вертикаль взаимоотношений с Богом. Есть духовный мир, в том числе мир падших духов, и исходя из этого, можно глубже понять природу зависимостей, природу пограничных состояний, таких, как неврозы. Кроме того, в святоотеческом наследии есть понятие страстей и методы борьбы с ними. Это то, что не учитывает светская психология и потому ее взгляд на природу психологических проблем всегда однобокий.

Православная психология богоцентрична и Христоцентрична, она смотрит на человека как на образ Божий, исходит из того, что природа человека триедина, но повреждена грехом. Православная наука о душе основывается на святоотеческом учении о том, что для исцеления души или психики человека необходимо знание  Церковного учения, участие в церковных таинствах, а также глубокое исследование человеком самого себя – познание себя, как говорили и писали отцы-аскеты первых веков христианства. Именно познание себя помогает увидеть собственную беспомощность и получить помощь Божию. От сознания беспомощности рождается сердечная молитва к Богу. Об этом сказано еще у апостола Павла: «Сила Божия в немощи совершается».

В качестве примеров православной психологии Марианна Денисова привела аскетические творения преподобных Исаака Сирина, Макария Великого. Это отцы, которые заложили фундамент психологии, досконально изучив человеческую душу. Отец Димитрий продолжил список еще одной известной книгой «Поучения аввы Дорофея».

— Это азбука, эта книга, которая должна быть настольной для каждого христианина, – подчеркнул священник.

Психолог Алексей Успеньев отметил, что поскольку православие дает цель и смысл жизни, психолог, работая с клиентом, призывает его к обожению – конечной цели жизни человека. Православный психолог сам работает над собой и помогает в этой работе другим. Он как бы подводит человека к тому, что по-гречески называется метанойя – изменение ума. Именно так дословно переводится с греческого покаяние.

Еще один нюанс заметили участники встречи. Психолог может не говорить клиенту – если тот атеист – о Боге, но может просто помолиться о нем, и это тоже будет помощью.

Встречи Общества православных психологов планируется проводить регулярно один раз в две недели.

Текст: Евгения Оганова

Фотографии: Ирина Кузнецова