Группы психологического консультирования для беженцев

Психологическая травма или посттравматическое расстройство – это то, что переживают большинство тех, кто вынужден был покинуть свои дома, города, часто не зная, уезжают ли они на время или навсегда. Потеря близких, родных, сыновей, жилищ, обнуление всей жизни всегда становится мощным стрессом или запредельным переживанием, как определяется в психологии. Не будем подробно касаться последствий таких переживаний, скажем только, что выбраться из них самому бывает очень нелегко. И в этом смысле поддержка специалиста может оказаться необходимой. Но в отличие от индивидуального консультирования, о работе с группой большинство имеет очень расплывчатое представление.

Итак, что же такое групповые психокоррекционные занятия? Не гораздо ли комфортнее и безопаснее проработать свои внутренние проблемы с психологом наедине? Говорить о наболевшем и сокровенном в присутствии других – идея малопривлекательная. Однако, групповые занятия имеют свои преимущества. Мы поговорили с Алексеем Анатольевичем Успеньевым о том, чем групповые занятия отличаются от индивидуальных, и как проходят консультации в группах:

— С индивидуальными консультациями всё понятно – человек приходит к  психологу, они беседуют тет-а-тет. А групповые это, соответственно, занятия с несколькими людьми, которых объединяют схожие проблемы. Отдать однозначное предпочтение той или иной форме консультирования трудно. Всё зависит от индивидуальных особенностей ситуации, с которой человек обращается к специалисту. Одному бывает достаточно двух консультаций, а другому для более плодотворного разрешения проблемы необходимо посещать именно группу.

Оптимальное количество человек в группе по психологическому консультированию должно быть не менее 6 и не более 12. Это имеет свои причины. У группового консультирования есть определенные правила и положения. Одно из них возможность высказываться у каждого участника группы. При этом гарантируются конфиденциальность и безопасность, отсутствие осуждения и критики. Таким образом, группа становится живым организмом, где каждый, не боясь насмешек в свой адрес, не боясь быть непонятым, проговаривает наболевшую проблему. В то же время каждый из присутствующих может дать совет, поддержать, утешить, помочь взглянуть на проблему с другого ракурса. Поскольку в группе собираются несколько человек, заинтересованных в том, чтобы найти выход из сложившейся травмирующей ситуации, то каждый участник приобретает опыт отношений сразу с несколькими людьми, а не только с одним психологом, получает опыт группового взаимодействия, обратную связь от нескольких человек. Следовательно, возрастает сила не только психотерапевтической, но и человеческой поддержки. В то же время, есть какие-то сугубые проблемы, которые человек не готов вынести на общее обсуждение, их мы прорабатываем индивидуально.

Рассказывая о себе в группе, каждый раскрывается. Происходит вербализация чувств. Человек позволяет себе быть самим собой. Очень немаловажно, что люди позволяют себе говорить о том, что их реально волнует. Говорить открыто, и быть услышанными. Я в какой-то момент могу быть просто рамкой, смягчающей углы, контролирующей недопущение критики, регулирующей слишком длительные монологи, чтобы дать возможность высказаться всем.

В группе мы обязательно рассматриваем вопрос эмоционального интеллекта, обсуждаем тему чувств. Участники узнают, что такое эмоции, например, чем обида отличается от раздражения и т.д., ведут дневники чувств. Здесь, кстати, нужно заметить, что даже простое эмоциональное участие, выказанное в нужной форме в нужное время, может стать мощным ресурсом, благодаря которому уходит боль и находятся силы для решения проблем.

Оптимальный график проведения занятий один-два раза в неделю. В крайнем случае, не реже одного раза в две недели.

Для тех, у кого может возникнуть вопрос, зачем при храме нужны психологические консультации, если есть священники, нужно сказать том, что такое православная психология. Это направление психологии, которое соотносит христианскую концепцию человека с новейшими достижениями в области академической психологии и ее практической части психотерапии, которые не противоречат христианскому вероучению. Православная психология ориентируется на христианскую антропологию, христианскую антологию и христианскую аскетику.

Православный психолог, конечно, не священник. Он, как и его светские коллеги, работает преимущественно в горизонтальной сфере человеческого бытия, с обычными людьми, которые имеют обычные проблемы: эмоциональные расстройства, семейные нестроения, зависимые и созависимые формы поведения и т.д. Но в отличие от своих секулярных коллег православный психолог при взгляде на человека опирается на его духовную вертикаль, на то, что человек по природе трехсоставен и имеет тело, душу и дух. Именно поэтому иногда, хотя и необязательно, при работе с православным психологом у человека может возникнуть духовное пробуждение. И именно ориентация на христианский взгляд на трехсоставную природу человека способствует тому, что православный психолог никогда не применяет техники, направленные на подавление воли и разума. По этой же причине православная психология пытается в значительной степени нивелировать бессознательную сторону души через усиление сознания. В этом отношении задача православного психолога в том, чтобы человек максимально использовал ресурсы своего разума, чтобы он осознавал свои чувства, осознавал мотивы своих поступков. Это будет тем, что Священное Писание называет познанием внутреннего человека.

Групповая психологическая помощь будет оказана, главным образом, беженцам из зоны боевых действий на Украине и Донбассе. Проводит занятия клинический психолог, автор 12-ти разработанных и введенных в практику тренингов, Алексей Успеньев, при Свято-Ильинском храме по мере формирования групп. Записаться в группу можно по телефону: 8(918)-683-44-91

Оказание групповой психологической помощи беженцам осуществляется в рамках проекта «Гуманитарный центр «Милосердие» при поддержке Фонда Президентских грантов.