— Доброе утро! Как Ваше здоровье, Леонид Леонидович? – Светлана заходит в комнату.
— Пока жив! – слышится ответ пожилого человека.
Леонид Леонидович в последнее время большей частью лежачий. Раньше был бодрее, но после недавно перенесенного криза передвигается только по квартире, и то не без труда. Светлана измеряет подопечному давление, дает прописанные врачом лекарства, а затем идет ставить чайник и разогревать завтрак. И за чашкой ароматного чая завязывается разговор.
Леониду Леонидовичу восемьдесят четыре года. Пенсионер живет совершенно один – жена почила, взрослые дочери живут заграницей и отношений с отцом не поддерживают. Когда был моложе, обслуживал себя сам, но с годами это становилось все труднее, да и не всегда получалось реагировать на новые веяния времени.
О том, что одинокому пожилому человеку нужна помощь, волонтеры узнали от соседки Леонида Леонидовича. Разместили объявление в общем чате, первой откликнулась Светлана Сичевая.
Когда Светлана впервые перешагнула порог квартиры будущего подопечного, она шагнула в буквальном смысле в темноту – в квартире не было даже света. Оказалось, отключение за долги. Переход НЭСКа на новую систему оплаты без квитанций, стал ударом, в первую очередь, по старикам. Леонид Леонидович был одним из них. Интернета у него нет, а долги каждый месяц росли и росли…
Немало времени пришлось потратить Светлане на оплату долгов и восстановление электричества, добиться, чтобы пожилому человеку все-таки приносили квитанции. Но это было только начало. Впереди ждали грандиозные труды по уборке самого жилища, прежде чем оно обрело более или менее жилой вид. Нужно было немало мужества и решимости, чтобы приступить к этой работе.
«До этого он ел вместе с тараканами, они его объедали», – вспоминает сестра-волонтер.
К этому времени из добровольческого движения Свято-Ильинского храма к уходу за старичком подключились еще две сестры – Ирина и Инна. Генералили квартиру уже все вместе. Теперь женщины ухаживают за дедушкой по очереди. Готовят еду. После того, как привезли холодильник, который пожертвовал один из добровольцев, стало проще – можно сразу приготовить на 3-4 дня.
Соседка, ходатайствовавшая о помощи, предупредила, что у мужчины тяжелый характер. Ни с кем не находит общего языка, бывший военный, грубый, с ним надо строго, развела руками женщина. Однако, на удивление, Светлана довольно быстро смогла найти подход к сложному подопечному. И оказалось, что это не так уж сложно – мягкость и отзывчивость в обращении расположили строгого старичка к доверию. И грубости не обнаружилось, и нашлось много интересным тем для разговора, тем более, что дедушка непростой, имеет неплохую библиотеку и весьма начитанный.
Вот только с Церковью отношения у Леонида Леонидовича не складывались, и до преклонного возраста он оставался некрещенным. Не сказать, чтобы категорически был против Церкви и воспринимал в штыки. Скорее, просто как большинство, верил «в душе, по-своему». Но к Вечности, разумеется, осознанно не готовился, просто жил свою жизнь. Как-то в молодости даже заходил в храм, но, видимо, в тот момент что-то пошло не так.
Светлана часто заводила разговор о вере, о Христианстве, стала учить подопечного креститься – осенять себя крестным знамением, подарила молитвослов. Леонид Леонидович читал какие-то молитвочки, делал закладки, но желания принять таинство Крещения все же не изъявлял. Хотя беседовать с сестрами ему нравилось. Женщины рассказывали подопечному, как важно жить с Богом, быть под Его защитой в этой жизни, переживать с Ним трудности. И уж тем более без Него нельзя уходить в Вечность, которая может быть блаженной, если соединиться с Ним на земле.
Кто знает, решился бы ли Леонид Леонидович на такой ответственный поступок – а он справедливо считал Крещение делом ответственным – но все решил Божий Промысел. 1 октября у дедушки случился криз, после которого мужчина и стал практически лежачим. Возможно, именно это печальное событие перевесило остававшиеся в его душе накопленные за годы советского прошлого сомнения.
Окрестили раба Божия Леонида на дому. Таинство совершил священник Свято-Ильинского храма отец Сергий Хван. Трогательно было видеть довольно жесткого человека, много чего повидавшего за свой век, в белой крещальной сорочке, очищенного Божией милостью и благодатью от ошибок прежних лет.
«Со мной в жизни никогда такого не приключалось, меня в жизни никогда не окружали такие добрые люди!» – откровенно восклицал потом новоокрещенный за столом во время праздничного чаепития.
Но на самом деле не только так. Господь Своим непостижимым Промыслом всегда сводит людей так, чтобы помощь их была взаимной. Выражаться это может по-разному, но смысл один – чтобы взаимно согревались сердца, становились более чуткими и отзывчивыми. Ведь милосердие это одна из добродетелей Бога. «Будьте милосердны, как Отец ваш Милосерд».
Незадолго до всей этой истории Светлана просила в молитве Господа послать ей дедушку – так получилось, что в детстве дедушки у нее не было, а потребность в мудром слове пожилого человека с годами ощущалась все отчетливее. И Господь ответил на ее молитву. Леонид Леонидович, как умудренный житейским опытом старец, действительно иногда помогает. А сестры-добровольцы исполняют важнейшую христианскую миссию – возвещают о Христе Спасителе и стараются вести к Нему вверенную им на попечение душу.

