Преодолевать все трудности любовью

Как часто супруги сталкиваются с непониманием друг друга, особенно в начале совместной жизни. При этом каждый вольно или невольно обвиняет вторую половинку. Вечно у нее истерики по пустякам, сетует муж. Он просто бесчувственный сухарь, вздыхает жена. Почему так? Ведь природа у всех людей одинаковая, и понимать друг друга, казалось бы, мы должны сразу, с полуслова.

Но на деле не все так просто. Все мы разные. Премудрость Божия устроила таким образом, что за всю историю существования человечества на земле не было даже двух совершенно одинаковых людей. Похожие – да, есть, но не более. Все мы по-разному мыслим, по-разному чувствуем, по-разному понимаем одно и то же. Каждому человеку присущи свои особенности. Более того, свои психологические особенности есть у мужчин и у женщин. Потому и при возникновении недоумений каждый оказывается по-своему прав. Как же тогда быть? Неужели прожить всю жизнь в тихих или бурных разногласиях?

Этим вопросом задались участники очередного «Семейного клуба», который состоялся в конце апреля 2025 года. Врач, психолог, гештальт-терапевт Ирина Сергеевна Полякова подготовила специальную лекцию на тему «Психологические особенности мужчины и женщины и их влияние на семейные отношения». Количество собравшихся в конференц-зале Свято-Ильинского храма людей, и особенно – обилие мужчин, безмолвно доказало, тема действительно востребована. Особый тон лекции задал экскурс в анатомию – многие, возможно, и не подозревали, что различия между мозгом мужчины и женщины – не миф, а реальность. Споры о наличии или отсутствии различий в мозге людей обоих полов велись давно. Нейрофизиологические исследования последних лет, наконец, поставили в этом вопросе точку. Ирина Сергеевна как доктор подробно и доступно объяснила, чем отличается мозг женщины от мозга мужчины. Различия оказались достаточно весомыми.

Оказывается причиной того, что представители сильного и слабого пола воспринимают происходящее с разных точек зрения, иногда диаметрально противоположных, являются отличительные черты в строении и реакции нервной системы. Отсюда принципиально разные подходы к решению вопросов – эмоциональный у женщин, рациональный у мужчин и многое-многое другое. Отсюда то, что для женщины является трагедией, для мужчины не представляет ничего серьезного, и в то время как женщине в стрессовой ситуации требуется в сотый раз обсудить все оттенки своих эмоций, мужчина предлагает взвешенное решение.

И все же, что делать? Принять особенности друг друга, постараться учитывать и считаться с ними. И как всегда учиться вести диалог вместо двух эмоциональных монологов. Настоятель храма Илии Пророка протоиерей Димитрий Болтонов дополнил:

«Самое важное – главным связующим звеном должна быть любовь. Только не плотская, а духовная. Хотя бы стремление к ней. И борьба со страстями, потому что страсти извращают нашу природу».

Универсальным принципом, который работает в любых ситуациях, отец Димитрий назвал три пункта: любить, наступать на горло своему эгоизму и бороться со страстями. Сегодня мир с особой настойчивостью призывает реализовывать свои страсти, возводя наслаждения в культ, напомнил священнослужитель. Однако мир и обманутые им люди не подозревают, что удовлетворенные страсти рождают не счастье, как это представляется в начале, а уныние. Возможно, поэтому сегодня очень многие сидят на антидепрессантах.

Подробнее об этой популярной и всеобъемлющей сегодня страсти рассказал клирик Свято-Ильинского храма диакон Василий Максютов. Почему об этом нужно задумываться? Учение о страстях – это совсем не узконаправленное учение определенной религиозной конфессии. Это основа духовной жизни. Этому не учили и не учат в школе, однако учение о страстях дает понимание сути человеческой природы, что помогает человеку изменяться – изменять свое внутреннее устроение, отношение к жизненным обстоятельствам и саму жизнь.

Отец Василий разбирает страсти на основании учения святителя Феофана Затворника. Святитель Феофан определяет страсть уныния как скучание за делом, когда в духовной жизни и в быту дела идут вяло, все невмоготу, в тяжесть и хочется все бросить. Унывающего человека святитель сравнивает с полусонным. «Воздрема душа моя от уныния», – говорит о своей унывающей душе пророк Давид. И обращается к Господу с просьбой исцелить его от этого недуга: «утверди мя в словесех Твоих!» Псалтирь вообще является основанием всего православного богослужения. В ней можно найти отклик на любое движение своей души. Не зря одна из слушательниц «Семейного клуба» в качестве средства от уныния назвала чтение Псалтири и Евангелия. Помогает безотказно, заверила женщина.

Об унынии говорили многие святые, пережившие на опыте действие этой страсти и научившиеся справляться с ней. Преподобный Иоанн Лествичник считал уныние самым тягчайшим грехом. Его признаками святой называл расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение своими обязанностями. У человека, впавшего в уныние, меняется картина мира, говорит отец Василий. В таком состоянии человек нередко доходит до обвинения Бога.

«Все эти мысли человеку нашептывает и внушает противник Бога, – говорит отец Василий. – Естественно от них нужно скорее отказываться, потому что, если их принимать, они будут идти дальше и дальше, враг будет вести такого человека к погибели. Потому что его цель – погубить человека, чтобы, пройдя земную жизнь, он не достиг духовного возрастания и хотя бы относительного богоуподобления».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) характеризует уныние как леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Здесь и небрежение, и праздность, и перехождение с места на место, и нерадение, и лишение страха Божия.

«Уныние это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая часть неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая тоскует по тому, чего ей недостает, – цитирует диакон Василий авву Евагрия. – Т.е. все доступное ненавистно, а все недоступное вожделенно».

Одной из причин уныния преподобный Макарий Великий называет неверие.

«Это происходит от того, что смещается акцент: центром жизни справедливо должен быть Источник Жизни, т.е. Бог, но этот акцент у человека с поврежденной после грехопадения волей смещается на самого себя», – поясняет отец Василий.

Уныние имеет серьезные духовные последствия: упадок духа, грусть, тоску, меланхолию, неверие, ожесточение, нечувствие и так вплоть до отчаяния. А отчаяние опасно отвержением надежды на Бога. Все вражьи уловки способствуют одной цели – отвратить человека от Бога. А без Бога человек теряет всякую возможность надежды. Остается только пуститься во все тяжкие, но они не спасают, а только лишь дают иллюзию удовольствия. Настоящее спасение возможно только в Боге, в Его познании, в движении к Нему, обращает внимание диакон Василий.

Народная мудрость гласит, что уныние сушит кости. А это значит, что данная страсть отрицательно действует не только на душу, но и на тело, оказывает влияние на физиологию человека, переходит в психосоматику. Все это вместе взятое говорит об одном – склонность к унынию нельзя оставлять без внимания, с этой страстью обязательно нужно бороться.

Слушатели поделились своими способами борьбы с унынием: читать Евангелие и Псалтирь, найти занятие, не замыкаться в себе, благодарить Бога.  О том, как действует благодарение, одна из слушательниц рассказала свою трогательную историю. Она благодарила Бога за… болезнь ребенка. За серьезную болезнь. Старалась делать это искренне. И случилось чудо. Именно после этого не только ушло уныние, но и начался процесс выздоровления.

«Самая главная причина, по которой возникает страсть уныния, это лишение Благодати Божией, – резюмировал протоиерей Димитрий Болтонов. – Мы, не замечая, теряем благодать Божию. Из-за множества мелких грехов, или из-за одного большого, или от какой-то нашей ведущей страсти, которая нас просто иссушает. Поэтому нет сил на то, чтобы преодолеть себя. Главное, прежде всего, покаяние, молитва, труд и благодарность. Если мы научимся благодарить и научим этому своих детей, очень многие страсти отойдут от нас».

О том, как на практике происходит «притирание» друг к другу, какие трудности в совместной жизни приходится преодолевать, как получается воспитывать детей, рассказали гости «Семейного клуба» – семья иерея Антония и матушки Марии Мосейко.

Отец Антоний – клирик краснодарского храма иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Будущий батюшка, хотя и был крещен в младенчестве, к вере приходил уже в зрелом возрасте. Матушка впитывала основы веры с детства. Ей даже не было особенно трудно выстаивать церковные службы –  девочка пела на клиросе, вникала в тексты песнопений. По ее словам, именно благодаря вере кризис классического переходного возраста обошел ее стороной.

«У меня было понимание, что надо держаться Бога, иначе будет трудно в этом море житейском», – решила рассудительная девушка.

С юности ей пророчили будущее матушки, но девушка была немного знакома с жизнью священнослужителей – ее дядя был священником. Она понимала, что крест матушки очень тяжелый, ведь священник почти все время в церкви, с прихожанами. Но Господь усмотрел в благочестивой девице способность быть верной спутницей служителю Церкви.

Особой романтической истории в их встрече нет. Зато есть другая история, значительно более интересная и показательная. Их знакомство началось с паломнических поездок в Дивеево. Юная Мария с мамой часто ездили в это святое место. Однажды туда приехал помолиться на «канавке» Божией Матери будущий отец Антоний, а тогда просто молодой человек 28 лет. За плечами у него уже были семинария и Санкт-Петербургская Духовная академия, надо было определяться с выбором жизненного пути. Знающие люди подсказали: нужно трижды пройти по канавке и помолиться о своем вопросе Пресвятой Богородице. После этого придет решение любого вопроса. В «деревенский» магизм трех кругов образованный академист, конечно, не поверил, но почему-то все же пошел. Три раза. Шли с мамой и дядей. Как евангельского расслабленного несли на носилках, так и меня мама и дядя держали, с улыбкой вспоминает отец Антоний.

Священник рассказывает, что он шел и задавался вопросом: каким образом все может устроиться прямо сразу, здесь и сейчас? Грянет гром, и он вдруг женится или станет монахом? Может ли такое быть? Оказалось, что очень даже может, если в дело вмешивается Промысл Божий. Знакомство с матушкой случилось в точности после того, как они прошли по канавке в третий раз.

Их познакомили. По словам батюшки, сердце отозвалось сразу – с первого взгляда он увидел в девушке свою будущую спутницу жизни.

Супруги в браке десять лет, воспитывают пятерых детишек. Матушка работает врачом в больнице. Совмещать работу и воспитание детей трудно, но семья справляется. Детей стараются воспитывать своим примером и словом. Но иногда приходится и наказывать. К каждому конкретному случаю воспитательного процесса батюшка с матушкой стараются подходить индивидуально и обязательно с молитвой: «Господи! Вразуми, как поступить!»

В вопросах воспитания у супругов полное единомыслие и доверие. Хотя разногласия бывали. Особенно в первый год совместной жизни. По их словам, притираться было нелегко, недопонимания были практически на каждом шагу. Первый год они называют самым тяжелым. Но Господь миловал, со временем отношения выровнялись.

Понемногу приучают деток к молитве. Хотя бы чуть-чуть мало, но чтобы утром и вечером регулярно было, говорит батюшка.

Особых семейных традиций у семьи пока нет. Каждое воскресенье и в праздники ходят семьей в храм. По вечерам собираются все вместе, обсуждают, как прошел день, беседуют. Выезжают в паломничество в Дивеево, и на отдых на море.

Секрет семейного счастья супруги видят в любви, прощении и обязательной связи с Господом через молитву. Последнее – обязательно, подчеркнул отец Антоний.

В завершение встречи гостям «Семейного клуба» были вручены пасхальные подарки. Встречи проводятся в рамках проекта «Комплексная социальная поддержка и защита семей в трудной жизненной ситуации «Семейный круг». Проект реализуется с использованием средств Гранта Губернатора Кубани, выделенных АНО ЦРГО КК «PROГранты».