27 апреля в конференц-зале Свято-Ильинского храма состоялась встреча «Семейного клуба». Его участники услышали о том, как стяжание мирного духа может помочь в выходе из опасного состояния созависимости, разобрали страсть, без которой не обходится почти ни один диалог между людьми, а также познакомились с семьей клирика краснодарского храма Благовещения Пресвятой Богородицы иереем Сергием и матушкой Ириной Яковенко.
«Выход из созависимости, как ключ к миру в семье» – такова была тема лекции психолога. Лекцию провела психолог Яна Николаевна Бухта. На первый взгляд может показаться, что тема довольно специфична и может быть интересна небольшой группе людей. Но если посмотреть глубже, оказывается, что этой проблеме подвержены очень и очень многие, зачастую даже не подозревающие, что корнем неурядиц и сложных отношений является именно созависимость, или нездоровая привязанность.
Проблема созависимости довольно распространенная и в той или иной степени присутствует примерно у 90 % людей, отметила психолог. Тема актуальна для семейных отношений, поскольку семья это пространство наиболее близких контактов, а чем ближе контакт, тем сильнее напряжение. Именно привязанность к близким зачастую порождает созависимость, утверждает Яна Николаевна.
Психолог дала определение понятию «созависимость». Если совсем кратко, то это болезненная любовная привязанность. Она может установиться не только между супругами, но и между родителями и детьми. Болезненная привязанность не просто ухудшает качество жизни и приносит взаимные негативные переживания, она нередко просто разрушает саму жизнь субъекта и объекта созависимости.
Яна Николаевна познакомила аудиторию с методами выхода из этого сложного психологического и духовного состояния. Суть этой работы детально рассмотрели вместе с участниками семейной встречи. Рекомендаций много, но, в целом, это знакомая всем работа над собой. Без нее не построить здоровых отношений, утверждает психолог. Это трудно, но если не научиться рассуждать, говорить доброжелательно и без упреков, если не стараться принимать другого человека с его немощами, можно всю жизнь ходить по кругу, в сотый раз наступая на одни и те же грабли.
Поэтому и можно со всем правом утверждать, что выход из созависимости возможен при стяжании мирного духа, подвела итог Яна Бухта.
Мирный дух настолько важен в жизни человека, что святые отцы Церкви называли его залогом благодати и спасения. Душевный мир это и основа телесного здоровья, и фундамент добрых отношений с ближними. Приобрести и сохранить его непросто. Святые учат, что сохраняется он неосуждением и молчанием. О том, как приучить себя не осуждать ближних, говорили во второй части «Семейного клуба».
Диакон Василий Максютов подготовил подробный разбор страсти осуждения на основании наследия святителя Феофана Затворника.
Осуждение это яд, разлагающий любительское взаимообщение, которое является первым условием мирного жития с людьми, так характеризует страсть осуждения святитель Феофан. Люди нецерковные, как правило, не видят в осуждении ничего плохого. А люди, знакомые с церковным учением, знают о запрете осуждения, о котором прямо свидетельствует Евангелие. Более того, знают и то, неосуждающий не будет осужден Господом, а осуждающий, соответственно, уже осужден. И все же продолжают совершать этот грех. Почему, задает вопрос отец диакон.
Он напомнил, что по святым отцам корнем всех страстей являются самомнение и самодовольство, из которых святитель Феофан выделяет, прежде всего, самохваление. По утверждению святого, именно страсть самохваления становится причиной осуждения других людей. Осуждение зарождается не на языке, а в сердце, учит святитель. А уже от избытка сердца, как сказал Господь, говорят уста. Поэтому и для борьбы с осуждением нужно обратить особое внимание на то, что происходит в мыслях и сердечных чувствах.
Между осуждением и суждением есть разница. Многие в зале признались, что имеют смутное представление о той грани, за которой одно переходит в другое.
Главными критериями здесь должны быть сожаление и сострадание, говорит отец Василий, ссылаясь на творения святителя Феофана. По святителю, осуждение – плод немилостивого сердца, которое находится в услаждении от греха ближнего, цитирует отец диакон святого.
В целом, осуждение – плод гордыни, самомнения и невнимательного отношения к себе. Значит, и для того, чтобы искоренить эту страсть, нужно бороться, в первую очередь, с самомнением. Для этого в арсенале Православной Церкви есть свои действующие средства. Одно из них – самоукорение. За этим малопонятным современному человеку словом кроется твердая память о своих грехах, многие из которых тяжкие.
«Мы все находимся перед Богом, мы тоже грешим, значит, мы нарушители Божьего Закона, – говорит отец диакон. – Если мы нарушители закона, значит, мы являемся осужденными. Поэтому святитель Феофан говорит, что здесь нужно приходить к самоукорению. Причем делать это нужно осознанно, понимая, что это касается именно нас. И при этом нельзя терять упования на Бога, чтобы не прийти в другую крайность уныния и безнадежия».
Протоиерей Димитрий Болтонов напомнил четкую схему, изложенную в «Душеполезных поучениях аввы Дорофея»: увидев согрешающего, вспомнить свой такой же грех и покаяться. Если же не было подобного греха, вспомнить свой более тяжкий грех. Но все растворять надеждой на милосердие Божие. Наше спасение совершается между страхом и надеждой, напомнил священнослужитель.
Святые называли грех осуждения одним из наиболее тяжких, а потому и браться за борьбу с ним нужно не шутя и не медля, подытожили священнослужители.
В третьей части «Семейного клуба» участники узнали, как можно в семейной жизни на практике воплощать Евангельские идеалы. В этот раз своими секретами поделились священник Сергий Яковенко и его матушка Ирина.
Отец Сергий – клирик краснодарского храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Матушка поет там же на клиросе. Собственно с клироса и началось их общение более пятнадцати лет назад. Вообще вся история этой семьи – удивительный пример действия Промысла Божьего. Божьим Промыслом будущий священник в юности оказался на клиросе. Сначала в родных Гулькевичах, затем в архиерейском хоре краснодарского кафедрального Свято-Екатерининского собора.
У молодого человека был неподдельный живой интерес к тому, что происходит в Церкви. Невесту он тогда не искал, но все же молодому человеку посоветовали молиться перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы.
«И я начал ходить молиться к чудотворному образу в соборе, – рассказывает батюшка. – Я тогда считал, что мне это вроде и не надо, но молился так: если Тебе, Господи, угодно – т.е. было желание исполнить волю Божию».
И Господь не замедлил явить Свою волю. Здесь же в соборе на клиросе пела юная Ирина, будущая матушка. Познакомились, начали общаться.
По словам, матушки Ирины, общаться о Боге им было очень интересно. Но в качестве супруга она своего друга никак не рассматривала. Не думал об этом тогда и юный Сергей. Однако мама Ирины, только увидев юношу, сразу сказала дочери: это твой будущий муж. Тогда это не могло уложиться в голове девушки. На тот момент они с Сергеем вообще виделись всего два или три раза. Такого не может быть, даже возразила дочь.
В юности Ирина всерьез задумывалась о монастыре и монашестве, но старец, духовник семьи схиархимандрит Кирилл (Михличенко) Старобельский категорично отрезал: «Это не твое. Сиди, молись и жди. Никого не ищи, тебя найдут».
В жизни молодых людей периодически встречались удивительные духовные люди, которые в один голос советовали им пожениться. Один из странников, увидев пару, сходу напророчил Ирине: он будет батюшкой, ты будешь матушкой. Со временем именно так все и вышло. Ирина тогда не думала, что венчается с будущим священником. Не планировал рукополагаться и отец Сергий. Он узнавал красоту Православия, красоту церковных служб, богослужебных текстов, обретал, по его словам, страх Божий, благоговение и осознание Божьего величия. Священство тогда казалось недосягаемой высотой. И большой ответственностью. Но Промысл вел его Своей дорогой.
Матушка с улыбкой признается, что поначалу она была против принятия супругом священного сана. Священство это венчание с Церковью, неслучайно священник уже не носит обручальное кольцо. Но все шло и складывалось как будто само собой, Промыслом Божьим.
На сегодняшний день отец Сергий в сане девять лет. К нему на исповедь всегда выстраиваются очереди, люди знают, что батюшка уделит внимание каждому, внимательно выслушает, разберет проблему и даст совет по святым отцам. Семья воспитывает сынишку, восьмилетнего Василия. Долгие годы Господь не давал им ребеночка, огорченные супруги даже собирались брать малыша из детского дома.
«Трудно было смириться с тем, что не будешь отцом. Но только когда я принял это как волю Божию, случилось чудо», – вспоминает священник.
На вопрос о секрете благополучной семейной жизни, матушка отвечает:
«Стараемся терпеть. Жизнь священника очень насыщенна, батюшку дома не видишь. Иногда хочется взорваться, но находишь золотую середину, стараешься именно терпеть. Конечно, с надеждой, с упованием на Бога. Потому что без Бога мы не можем ничего. И силы для терпения черпаешь у Господа. Бывает, прямо крик души: Господи, помоги! Измени, в первую очередь, меня!»
Вообще, семья делится своим секретом – в каждом случае обращаться к Богу, просить Его о помощи. И эта помощь приходит. Иногда даже в каких-то мелочах для укрепления веры.
«Поначалу нам Господь как детям много чудес дает. Но потом Господь хочет, чтобы мы возрастали, – говорит батюшка. А возрастать это брать большую ответственность. За ближнего, за семью, за людей. А в конце концов-то нужно на Голгофу взойти. И эти этапы поучительны. Они укрепляют нашу веру, утверждают надежду. Как говорит святитель Иннокентий Херсонский, для таких, более старших детей Господь посылает разные испытания, порой очень сильные и яркие, в которых оказывается, что все Господь видит, слышит и дает по силам».
«Я благодарна Господу, что мы с батюшкой смотрим в одну сторону, служим Богу, это счастье, вместе несем крест», – заканчивает беседу матушка Ирина.
В завершении встречи гостям «Семейного клуба» были вручены подарки. Встречи проводятся в рамках проекта Комплексная социальная поддержка и защита семей в трудной жизненной ситуации «В кругу семьи». Проект реализуется с использованием средств Фонда президентских грантов.