«Во время Великого Поста, я покупал очередную дозу, прятал ее, а по окончании Поста по-своему разговлялся. Наркотиком», – рассказывает Дмитрий, ведущий группы поддержки зависимых, которая действует при Свято-Ильинском храме Краснодара. Мой собеседник приветливый парень средних лет, очень коммуникабельный, располагающий к себе. Со стороны никогда не подумаешь, что у Дмитрия была зависимость 10 лет.
«Помолимся!» – вполне по-православному предложил он, когда мы только вошли в кабинет для записи беседы, и сам прочитал «Царю Небесный».
В день нашей встречи, у Дмитрия была дата – год и 9 месяцев, как он чистый. На языке зависимых чистый – значит неупотребляющий. Хотя, если посмотреть на проблему с духовной точки зрения, окажется, что зависимы мы все. От своих страстей. Каждый в большей или меньшей степени. «Всякий делающий грех, есть раб греха» – говорит Господь в Евангелии от Иоанна.
Но есть зависимость сугубая – духовно-психо-социо-физическая, более привычная нам как алко-наркозависимость. И каждый раз, когда встречаешься и беседуешь с кем-то из выздоравливающих зависимых, мысленно сокрушаешься: «Как же враг рода человеческого обманывает человека! Прельщает мнимым наслаждением и затягивает в омут, вылезти из которого удается далеко не каждому».
Дмитрий посещает группы поддержки алко-наркозависимых при краснодарском храме Пророка Илии полтора года. До этого ходил в другие группы, где по его словам тоже получал положительный эффект, но чего-то важного там не доставало. Смущало нейтральное отношение к религии, больше протестантской направленности. Дмитрию же в юном возрасте мама привила православное миропонимание. Даже в годы активного употребления парню удавалось весь Великий Пост воздерживаться от спиртного и наркотиков. Правда, с окончанием поприща воздержания все начиналось заново. До тех пор, пока в один день до Дмитрия не дошло: сам со своим состоянием он справится не в силах, нужно искать возможность выхода из ситуации. Самое простое решение – попробовать начать лечение в группах для тех, кто попал в такой же омут.
«Я понимал, что у меня три варианта исхода событий, – рассказывает Дмитрий, – тюрьма, больница или смерть. В больницах с передозировкой тяжелых наркотиков я побывал, от тюрьмы, слава Богу, Господь уберег. Я понимал по себе, что помру, просто помру».
Между решением и действиями прошло еще какое-то время. Препятствовал страх – было одинаково страшно и употреблять и бросить. На группы наш герой отправился после того, как с Божьей помощью получилось перебороть очередной соблазн поехать за дозой.
Сперва была группа анонимных наркоманов. Посетив первое занятие, Дмитрий понял: понравилось! И решил отметить начало своего выздоровления крепким напитком, чтобы потом уже завязать окончательно. Но Господь отвел. Начались занятия, на которых очень помогала возможность выговориться, от этого становилось легче. Со временем мой собеседник осознал: на собраниях не хватает духовности. К тому же сильно веяло протестантским духом, что для Дмитрия было неприемлемо, сковывало и вызывало отторжение. Но одновременно, утверждает мой собеседник, ему было недостаточно обычного для верующих посещения православного храма – всякий раз он держался, и все-таки срывался. Требовалась, выражаясь современным языком, комплексная помощь.
И помощь пришла. Неожиданным образом, а точнее, Божьим Промыслом. Через друга своего друга Дмитрий узнал, что при храме Илии Пророка действуют группы для зависимых и понял – это как раз то, что нужно. Пришел, познакомились с ребятами, стал посещать занятия.
Прошли месяцы. Теперь уже мой собеседник сам один из тех, кто ведет группы. Это не значит, что он считает себя полностью исцеленным. Сам он в разговоре называет себя выздоравливающим: «Да, я перестал употреблять. Но перестал ли я вести себя как наркоман? Нет. Это долгая кропотливая работа, до конца жизни, – делится Дмитрий. – Не существует какой-либо формулы или какой-то таблетки, чтобы освободиться. Только труд, внимание к себе и работа над собой». По его словам, зависимость это навсегда. Опять-таки как и любая другая страсть. Просто такова методика выздоровления от этого тяжкого духовно-душевно-физического заболевания. «Зависимого никто не может понять так, как тот, кто сам употреблял, – говорит Дмитрий. – Он знает, что чувствует человек в период так называемой ломки, какие мысленные искушения он проходит в тот или иной период, потому что сам опытно прошел этот путь».
В группы при Ильинском храме приходят люди разные. Кто-то придет, посмотрит и потом уходит, кто-то и вовсе не задерживается. Кто-то остается, чтобы с Божьей помощью работать над своим состоянием.
Работа в группах поддержки зависимых при Свято-Ильинском храме ведется на всех уровнях: духовном, психологическом и социальном. В документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» сказано, что реабилитация в Церкви есть, в первую очередь, результат действия Божественной Благодати, являемой во всей полноте церковной жизни. Т.е. Церковь, как ей и свойственно, предлагает страждущим, прежде всего, духовную поддержку, в соединении с психологической и социальной составляющей. Наркомания рассматривается Церковью как хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях.
На этих положениях основывается и работа группы при храме Илии Пророка. Опора осуществляется на духовную и психологическую составляющую. Работа ведется комплексная с использованием различных психологических инструментов. Руководитель группы поддержки зависимых при Ильинском храме клирик храма иерей Сергий Хван. Он же на пару с иереем Георгием Темировым проводит занятия с молодыми людьми.
Инструменты для выздоровления используются разные: самоанализ, дневники, проговаривания, высказывания. Участники группы ведут дневники чувств – анализируют эмоции, ищут причинно-следственные связи чувств.
По словам Дмитрия, именно комплексная работа дает результат. И прежде всего, духовная школа. Сам герой нашего повествования уже полтора года регулярно находится в храме. Главной помощью считает церковные Таинства, в первую очередь, исповедь и Причастие.
В помощь страждущим данным недугом и их семьям в храме Илии Пророка также каждую пятницу в 18 ч. совершается молебен с акафистом перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша». За долгие годы молений у этого образа немало людей получили облегчение и даже исцеление от мучительной страсти.
Группы поддержки зависимых при храме Илии Пророка действуют в Краснодаре 6 лет. Встречи проходят по вторникам и четвергам. Также в течение нескольких лет при храме ведется работа с близкими родственниками зависимых. Это так называемые созависимые, те, кто живет с недугующими под одной крышей, видит беду, в которую попали их сродники и всеми силами пытается им помочь. Однако часто своими неумелыми действиями только мешают процессу выздоровления зависимых. Руководитель группы для созависимых иерей Сергий Хван говорит, что в данной проблеме от родственников зависит очень много. Умение правильно реагировать на случившееся, проявлять разумную твердость и строгость по отношению к заблудившимся, и в то же время не провоцировать их своими подозрениями это большая помощь тем, кто решил освободиться от тяжкого недуга. Встречи с созависимыми проводятся при Свято-Ильинском храме по пятницам в 19 ч.
Апостол Павел в одном из своих посланий называет себя соработником у Бога на ниве Христовой. Прошли века, но и сегодняшние священнослужители так же самоотверженно трудятся на Божьей ниве, особенно пекутся о душах тех, кто по неосторожности попал в трясину зависимости. В свою очередь подопечные, опираясь на двухтысячелетний опыт Церкви борьбы со страстями, с миром в душе стараются трудиться над своим духовным выздоровлением. Ищут, стучатся, вопиют с надеждой на Божью помощь, которую Он обещал в Евангелии всем просящим: «…Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».