Личностные кризисы

Психологические аспекты личностных кризисов, возникающих в период достижения возрастной и социальной зрелости

Жизненный период, охватывающий достаточно длительный этап от наступления ранней зрелости до наступления поздней зрелости кризиса считается достаточно изученным в рамках возрастной психологии и менее проблематичным по сравнению с подростковым периодом. Тем не менее, такие события как «кризис середины жизни» переживаются многими современными мужчинами и женщинами достаточно болезненно и часто имеют непредсказуемую развязку. Кризисы относительно зрелой личности часто имеют в своей основе не только нормативную возрастную динамику, но и неожиданные события, отчасти вызванные неспособностью человека планировать последствия своих жизненных выборов. И поскольку в данной статье речь идёт, прежде всего, о кризисах, переживаемых зрелой личностью, то следует рассмотреть базовые представления современной психологии, которые соотносятся с научным пониманием данного процесса.

Как известно, специалисты в области возрастной психологии к самым важным новообразованиям возраста ранней зрелости 23-25 лет относят:

  • Выстраивание общей стратегии жизни;
  • Поиск жизненных смыслов и следование им;
  • Переход новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);
  • Достижение «акме» (как некоего «пика» развития, активности и успехов личности);
  • Принятие на себя такой важной миссии как родительство.

На первый взгляд, все эти образования вполне достижимы, а этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте. Между тем выделяется три кризисных этапа взрослости, в районе – 30 лет, 40 лет и 50 лет. При этом кризис 30-ти лет зачастую вызван долгими поисками не столько смысла жизни, сколько оценкой прожитых дней и осознанием необходимости корректировки жизненных планов. В 40 лет наступает осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитого пути и целесообразности следования по нему. В 50 лет – кризис вызывают неожиданные события, которые не только возвращают человека в прошлые личностные кризисы, но и приносят новые развилки на пути соответствующие данному этапу развития. Однако в зависимости от целей поставленных в жизни, особенностей характера, уровня образования, культуры и иных индивидуальных факторов, протекание описанных кризисов как и предшествующих им этапов жизни происходит весьма отлично и с различными итоговыми результатами.

Так, например, на этапе ранней взрослости (называемом также «возрастом молодости») далеко не у всех мужчин и женщин происходит завершения профессионального обучения и окончательного вхождения во взрослую жизнь. Личность переходит от накопления знаний, умений и навыков к их практическому применению. К особенностям этого периода относится:

-стабилизация личности (психологическая, финансовая, моральная и т. д.);

-осознание главных жизненных интересов, расстановка приоритетов, познание себя;

-полное отлучение от родительской опеки, самостоятельное построение жизни;

— нацеленность на будущее, активность ради будущей хорошей жизни.

Следует отметить, что успех этого периода и благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии. В противном случае человек оказывается дезориентированным, растерянным и напуганным. При неблагоприятном раскладе человек продолжает от кого-то зависеть материально, а значит и морально; взгляды на будущее пессимистичны; отношение к себе негативно.

Рассмотрим более подробно основные компоненты психологического содержания тех личностных кризисов, которые часто возникают в период от 30 до 40 лет, то есть при завершении ранней зрелости и начале периода средней взрослости:

  • Сравнение реальной жизни и идеальной (которое часто происходит около возраста 30 лет) всегда приводит к осознанию расхождения реальности и планов. Ведь вы планировали жизнь, будучи юным, с малым опытом и большими иллюзиями. Беспокойство и сомнения нормальны, нужно принять их и трезво расценить ситуацию.
  • Возникает необходимость в получении навыков трезвой оценки своих реальных возможностей и опыта, что позволяет скорректировать план жизни в будущем (после 35 лет).
  • После 30 лет происходит знакомство человека со всеми частями своего «Я», в том числе не принимаемыми или игнорируемыми ранее. В этот же период происходит активное продвижение в карьере, решение материальных и жилищных проблем.
  • Кризис 40 лет проявляется характерным симптомом – изменение отношения к тому, что раньше было важным и значимым, интересным или наоборот пугающим и неприятным. Человек буквально не узнает сам себя, но это не страшно. Просто примите изменения и познакомьтесь с собой снова. Избегайте оценок «плохо» или «хорошо», не бойтесь сменить круг общения, не цепляйтесь за людей. Личная гармония дороже любых отношений.
  • В 30-40 лет большая часть переживаний связана с личностной несостоятельностью. Возникает потребность сделать что-то социально значимое, оставить свой след в обществе. Если не можете определиться, что именно вы готовы создать, то займитесь благотворительностью или обучением младшего поколения.
  • Кризис 40 лет характеризуется сомнениями в правильности раннее принятых решений и желании перекройки всей дальнейшей жизни, что часто продиктовано не столько трезвой оценкой своих возможностей, сколько эмоциональными травмами и реакциями на такие «непредсказуемые» события как развод, потеря престижной работы и т.п.. Поэтому человеку приходится снова и снова работать над своей интеллектуальной и эмоциональной гибкостью, развивать навыки саморегуляции, вырабатывать трезвый взгляд и эмпатиюв отношении других людей.

Итогом переживания указанного выше возрастного периода от 30 до 40 лет часто является пересмотр всех жизненных ценностей, создание нового образа Я корректировка условия жизни. Человек вынужден максимально избавиться от иллюзий и надежд, начинает мыслить рационально и практично. При этом следует отметить, что на возраст средней взрослости приходится пик профессиональной и личностной самореализации, развития. Если на предыдущем этапе индивидуально-личностные особенности «устаканивались», то тут они «консервируются» и на всем дальнейшем жизненном пути остаются без значительных изменений.

Следующий период условно разделяют еще на два подпериода: ранней (40-49 лет) и поздней зрелости (50-60 лет). Для многих людей, вне зависимости от степени их профессиональной успешности, социального статуса или финансового благополучия характерно:

  • подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому);
  • переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости;
  • осознание ограниченности собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);
  • уменьшение уровня притязаний (не всегда, но часто).

Как правило, выраженность и глубина кризиса зависит от разницы образа идеальной жизни для личности и образа реальной жизни. Чем сильнее несоответствие и фрустрация от несбывшихся ожиданий, тем сильнее кризис. В этот же период часто наблюдается противоречивое снижение самооценки и ощущение человеком себя как снова молодого, находящегося в начале пути, то есть меняется восприятие возраста.

Период средней зрелости как важный возрастной этап должен завершаться принятием возраста и полученного опыта, прекращением попыток омоложения (хотя омоложение действительно происходит при осознании правильности и осмысленности пути), максимальным раскрытием всего потенциала личности. Психологически это проявляется как:

  • полное избавление от некогда важных «юношеских»  комплексов;
  • достижение полного и адекватного понимания своих интересов, приоритетов, места в жизни;
  • ориентацией на настоящее, а не на прошлое или будущее;
  • стремлением максимально самореализоваться и ощутить окружающий мир (понять его, увидеть, почувствовать).

Наступление периода поздней зрелости во многом зависит от степени профессиональной востребованности личности. Как известно, поздняя взрослость – альтернативное название периода старости. К основным особенностям данного периода относятся:

  • изменение мотивов, усиление влияния общечеловеческих ценностей, рост общей мотивации;
  • рост умения планировать и осуществлять поступки согласно этим ценностям;
  • рост способности к мобилизации собственных ресурсов при жизненных трудностях;
  • объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, готовности к новым и более сложным поступкам, преодолению трудностей, достижению новых вершин.

Названные особенности, по сути, являются новообразованиям, постепенно возникающими в период ранней взрослости. Они не обязательно возникают одновременно, чаще одни служат спусковым механизмом для других изменений или обуславливают более высокий уровень развития личности в таких сферах как семья и профессиональная деятельность.

Если в предшествующих периодах развитие личности идет неравномерно, если кризис затрагивает сразу все сферы и направлением личности, то наступление поздней зрелости имеет весьма хаотичный характер. Так, например, у личности ведущей асоциальный образ жизни кризисы взрослости не имеют четкой хронологии и в большей степени являются личностными кризисами. Продолжительность, острота, момент возникновения таких кризисов во многом зависят от личных обстоятельств.

Вместе с тем и выраженное внутреннее стремление к росту и совершенствованию способно значительно приблизить кризисы взрослости, равно как и сам период взрослости. Именно в это время физический и психологический возраст имеют свойство максимально расходиться, так как часто даже у зрелых людей имеют место своеобразная инерция сознания и иллюзии относительно собственных физических возможностей.

К наиболее важным факторам, приближающим и провоцирующим личностный кризис в возрасте средней и поздней зрелости, относят:

  • ухудшение здоровья (болезни, гормональные сдвиги);
  • экономические проблемы;
  • политическая нестабильность в стране;
  • смена привычного образа жизни;
  • рост требований и ожиданий;
  • социальное давление.

Кризисы взрослости отличаются от предшествующих им кризисов – они не имеют четкой хронологии и в большей степени являются личностными кризисами, а не возрастными. В каждом из указанных выше периодов остаётся высоким риск наложения личностного кризиса на возрастной кризис. Во всех таких случаях течение кризисов и процесс переосмысления жизни будут проходить тяжелее. Продолжительность, острота и момент их возникновения скорее зависят от личных обстоятельств, а не от возраста.

Выраженное внутреннее стремление к росту и совершенствованию способно значительно приблизить кризисы взрослости, равно как и сам период взрослости. Именно в это время физический и психологический возраст имеют свойство максимально расходиться. К соответствующим факторам, приближающим и провоцирующим кризис, относят:

  • ухудшение здоровья (болезни, гормональные сдвиги);
  • экономические проблемы;
  • политическая нестабильность в стране;
  • смена привычного образа жизни;
  • рост требований и ожиданий;
  • социальное давление.

Высок риск наложения личностного кризиса на возрастной кризис. Тогда течение кризиса будет тяжелее, как и переосмысление жизни.

Следует особо отметить, что вне зависимости от глубины возрастных кризисов все они потенциально преодолимы. Для успешного прохождения кризисов взрослости нужно знать опасные сферы и обратить внимание те риски, которые имеют место, так как сам человек далеко не всегда четко понимает причину своих проблем и внутреннего дискомфорта. Итак, важными условиями для преодоления кризиса ранней взрослости являются:

  • выход из-под родительской опеки и устранение зависимости от родителей;
  • составление жизненных планов и начало их реализации;
  • выработка индивидуального стиля и образа жизни, самоактуализация, самопознание;
  • осознание своей самостоятельности, взрослости, прав и обязанностей;
  • выбор спутника жизни и комплексная подготовка к браку;
  • повышение мастерства в выбранной специализации.

При работе со зрелой личностью в кризисе эти пункты нужно взять за основу и рассматривать как руководство к действию. Оцените свою состоятельность и чувства по каждому из них. В случае затруднений обратитесь к близкому человеку или психологу. Важно, чтобы каждый компонент был выполнен, тогда кризис пройдет корректно. Возможно, вы и не заметите кризис, если каждая из этих сфер и так развивается адекватно.

Успешное прохождение кризиса средней взрослости обуславливает стабилизацию жизни в 40-50 лет, новый творческий, профессиональный и личностный расцвет, расширение возможностей. Если же кризис не был разрешен благополучно, то к 50 годам он возвращается с новой силой:

  • отказываясь принимать свои изменения, человек с головой погружается в работу, цепляется за свое место;
  • злится на молодое поколение и воспринимает их как угрозу;
  • живет в постоянном стрессе, страхе, дисгармонии.

В заключение следует отметить, что на любом отрезки периода зрелости такие риски как интеллектуальная ригидность, чрезмерная «консервация», нежелание ничего менять ведут к застою, отставанию в профессии и даже в жизни в целом. Современный социум требует от его участника постоянных изменений, в связи с чем отставание/отчуждение от динамики современной жизни может наступить раньше достижения пенсионного возраста. Разрешить такого рода проблемы позволяет непрерывное самообразование. Под этим подразумевается регулярное подтверждение и повышение квалификации, мастерства, компетенций, курсы переподготовки и т. д. Параллельно с этим человеку следует постоянно работать над эмоциональной гибкостью и интеллектуальной зрелостью.

Малюченко Геннадий Николаевич, директор АНО «Кризисный центр с верой в жизнь!», доцент кафедры консультативной психологии  СНИГУ им Н.Г. Чернышевского,  к.пс. наук

Сборник статей по психологии в рамках проекта «Психологическое просвещение священнослужителей и сотрудников епархии «Новый взгляд»