«Сестричество — это вся моя жизнь»…

Сёстры милосердия. Кто они? Монахини? Совсем необязательно, даже почти всегда – нет. Чем они занимаются и для чего вообще существуют эти общины? статус и сфера деятельности которых не всегда понятны даже верующему человеку? Ответы на эти вопросы мы попытались найти на примере сестричеств города Краснодара и епархии.

Первое — во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, что действует при краснодарском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Моя собеседница — Анастасия Капранова, старшая сестра общины. В сестричестве Анастасия уже 23 года, а самому сестричеству осенью нынешнего года исполнится 27 лет. Из всех действующих сегодня в городе подобных общин оно самое старшее. Поэтому логично, что попытку разобраться в том, чем живут и дышат православные общины милосердия, мы начали именно с него. Итак, сестричество милосердия во имя святой Елизаветы Фёдоровны. На сегодняшний день послушание в общине несут около 30 сестёр. Все они прихожанки Радосте-скорбященского храма, в чьих сердцах живёт желание потрудиться для ближних.

Немного истории

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» старейший из всех действующих сегодня в Краснодаре. Первая городская больница, на территории которой находится храм имеет богатую историю и является памятником архитектуры города. Построена она была как богадельня в 1842 году на средства наказного атамана Кубанского казачьего войска Алексея Даниловича Бескровного, который на смертном одре завещал большую часть своего «громадного состояния» на постройку богадельни для одиноких престарелых казаков и каменной церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». «История возникновения нашего сестричества тесно связана с историей возрождения нашего храма. — Вспоминает настоятель храма протоиерей Алексий Касатиков. — Наш храм был впервые освящён в 1844 году. После революции, в 1922 году, судя по документам, он был разграблен, были изъяты все ценности, судя по описям из архива, в основном, серебро. По всей видимости, тогда он и был закрыт. А в 1994 году, в год 150-летия освящения храма, по договорённости, достигнутой между руководством больницы и нашим епархиальным управлением, было принято решение предоставить здание храма для богослужебной церковной жизни».

Марфо-Мариинская обитель

Решение о создании общины сестёр милосердия возникло почти сразу после первого престольного праздника, в ноябре 1994 года. За основу взяли опыт деятельности сестричества при одном из московских храмов. Первые службы, первые прихожане, первые попытки создания воскресной школы для взрослых, занятия в которой вёл настоятель отец Алексей Касатиков. На одном из таких собраний батюшка предложил организовать общину сестёр милосердия. На призыв откликнулись прихожанки, желающие помогать людям. Первой старшей сестрой была Елена, сестра о. Алексея. К моменту основания сестричества она заканчивала медицинский институт, и как имеющая медицинское образование, возглавила общину.                                                                                             «Первоначально была идея создания Марфо-Мариинской обители, — делится воспоминаниями Анастасия Капранова. — Хотелось, чтобы сёстры при обители жили, трудились. Тогда столько безпризорников было! Думали что-то организовать для детей бездомных. Но то здание, которое выделили, для жилья оказалось непригодным». Однако, с идеей обители в честь Марфы и Марии у сестричества при храме иконы Всех скорбящих Радость всё же осталась маленькая связочка. Коли уж не вышло с обителью, сёстры вместе с батюшкой избрали покровительницей приходского сестричества святую преподобномученицу Елизавету Федоровну, ту самую, которая при своей жизни основала в Москве свою знаменитую Марфо-Мариинскую обитель, где её трудами и заботами сестёр были созданы два храма, больница, аптека, детский приют и школа.

Святая покровительница общины

О святой покровительнице сестричества нельзя не сказать хотя бы нескольких слов. Великая княгиня Елизавета самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она разыскивала в недрах Хитрова рынка и в городских ночлежках г. Москвы брошенных детей, чтобы накормить и отогреть их в обители, дать им постоянный кров. Её жизнеописание повествует о том, что вместе с трудами милосердия Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь. В полночь она неизменно вставала на молитву, а потом, обходя палаты больницы, нередко до рассвета оставалась у постели тяжелобольного. Несмотря на утомление, лицо её всегда сияло тихим благодатным светом. В обязанности сестёр Марфо-Мариинской обители также входило посещение больных и престарелых, помощь бедным семьям. Преподобномученица Елизавета в своей жизни смогла соединить преподобнический и мученический подвиги.  Елена, которая в сестричестве 6 лет, делится мыслями о том, какую высоту имеет для неё звание сестры милосердия во имя святой Елизаветы: “Представляете ответственность какая: вести себя и жить так, чтобы не дай Бог не опорочить имя сестричества, имя той святой, чьё имя мы носим! Я всё время думаю: любое твоё действие, любое твоё слово, оно же может камнем вернуться даже не на тебя! Мы же молимся святой Елизавете, а она может сказать: «что же ты делаешь? Мне же больно за тебя». Я думаю, надо жить и поступать так, чтобы ей не было стыдно за нас. Все свои мысли и действия нужно соотносить со званием сестры милосердия. Характер твёрдый должен быть, иначе как всё выдержишь?»

Первое отделение

Первым отделением, которое взяли под патронаж сёстры, было отделение травматологии Первой городской больницы, где практически все больные лежачие, большей частью все нуждаются в уходе, в помощи. А на дворе девяностые годы, когда медицина была в тяжёлом положении. За сестричеством закрепили отдельную палату. Санитарки редко туда приходили, а сёстры регулярно каждый день посещали эту палату, мыли полы, справлялись, кому из больных нужно чем-то помочь. Проходили по всему отделению. Анастасия вспоминает: «Очень много тогда было и бездомных, и самых разных обездоленных. Всех утешали, купали, одевали, костыли находили, одежду приносили, лекарства покупали. Санитарка одна на всё отделение была, а работы очень много было. И наши сёстры очень помогали. Иногда не только в нашей палате, но и в коридоре полы помоют. И уже на протяжении 26 лет сёстры регулярно ходят. Просто, когда в ЗИПовской больнице открылось отделение экстренной травматологии, у нас меньше больных стало, только плановые».

Молебны о недужных

Первое молебное пение о недужных  в травматологическом отделении больницы послужили практически сразу после первого престольного праздника, который отмечается 6 ноября. Можно считать, что это и было отправной точкой начала служения сестричества. Постепенно совершение молебнов в отделении стало постоянным. Так сложилась традиция служить молебны еженедельно. С тех пор каждую пятницу священник и сёстры крестным ходом с зажжённой лампадой и с иконами шли в отделение, где батюшка служил молебен о недужных. Потом священник с горящей лампадой обходил палаты, помазывая больных освящённым маслом, а сёстры читали в это время канон о болящем, акафист иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Батюшки ходили не спеша, а людей было очень много — лежали даже в коридорах, так что сёстры успевали ещё и акафист преподобномученице Елизавете прочитать.

К слову, с тех пор как родилось сестричество, молебное пение неопустительно совершали все эти годы. Даже когда в связи с эпидемией  доступ в отделение был серьёзно ограничен, сёстры продолжали еженедельно келейно читать акафист и поминать болящих. Впрочем, с августа нынешнего  года планируется возобновить соборное служение молебнов, только пока не в отделении, а в храме.

Таинства

Одна из главных обязанностей сестры милосердия в больнице – помощь в подготовке к Таинствам, главным образом к исповеди и причастию. Насколько это сложно? Сложно. Потому что многие никогда этого не делали и не знают, для чего это нужно. Как это происходит, рассказывает Настя: «Сестра приходит, представляется, что она из храма на территории больницы. Многие, кстати, даже не знают, что на территории больницы есть храм, в травматологии-то люди самые обездвиженные. Многие из них не могут даже встать с постели в силу их травм. Иногда кто-то удивляется, говорит, что слышит колокольный звон, а не знает откуда. Сестра объясняет, что есть возможность исповедаться и причаститься. Тем, кто никогда этого не делал, но имеет желание приступить к Причастию, оставляет листовки с краткими положениями о Таинствах и с кратким перечнем грехов».                                         «Два-четыре человека в неделю было желающих причаститься в среднем, — присоединяется к разговору отец Алексей. Сёстры помогали прежде всего готовиться к Причастию —  кому-то надо объяснить, кому-то принести тот же молитвослов, а кому-то и прочитать правило, потому что люди в больнице иногда бывают просто не в силах самостоятельно читать по разным причинам. Кроме того, договориться, в какой день человек будет готов, совместить с графиком процедур, сообщить священнику, сколько причастников будет».

В обязанности сестры также входит подготовить столик, тумбочку, на которой будут Святые Дары и прочее. Требная сестра должна прийти в палату заранее, поставить иконочку, зажечь свечечку, подготовить святую воду и просфору. В общем, на сёстрах милосердия без преувеличения все организационные моменты.

«Три-четыре человека в неделю в течение многих лет, это сколько же у нас было причастников! – восклицает батюшка. Причём в стенах больницы, в палатах больничных, что само по себе важно. Я  думаю, сами стены пропитываются благодатью, которая привлекается молитвами лежащих там людей и сестёр!»

Кстати, многие пациенты больницы очень рады тому, что на здесь на территории есть храм. Нередко те, кто могут, приходят в церковь сами, кого-то привозят в храм на коляске.

Сёстры вспоминают разные случаи. Бывало, что кто-то из больных поначалу не имел желания приступить к Христовым Тайнам, долго приценивался, взвешивал: а что ему это даст? За это время его сосед по палате причащался, шёл на поправку и выписывался. Затем то же самое происходило со следующим соседом, который тоже после Причастия быстрее выздоравливал. И вот уже сомневающийся пациент тоже просит записать его на Причастие и, приступив к Таинству, уже радуется самой возможности поучаствовать в нём. Воистину, пути Господни неисповедимы!

Небольшое отступление от темы

Отец Алексей вспоминает, что в первые годы после того, как храм был открыт, в отделении больницы было достаточно много тех, кто желал креститься. Это были 90-е годы праздновалось тысячелетие крещения Руси, которое воспринималось как второе крещение. На тот момент, когда храм открылся, ещё живы были те, кто рассказывал, что в период до и во время войны помещение храма использовалось как отделение больницы, где стояли койки, лежали люди. И некоторые пациенты просились, чтобы их перевели в это здание, потому что там процесс выздоровления проходил быстрее и легче — сохранилось такое предание от старожилов. А во время Великой Отечественной войны Первая городская больница служила эвакогоспиталем и некоторые пожилые сотрудники больницы трудились в те годы в этом госпитале.

Служение детям

В 1998-м году представители медперсонала детской краевой больницы обратились в сестричество в честь святой преподобномученицы Елизаветы с просьбой. Некоторым деткам из детского дома была необходима операция, но привезти малышей в больницу не было возможности, потому что после операции некому было обеспечить им должный уход. Посовещавшись, сёстры решили попробовать. Так на плечи сестёр милосердия легло ещё одно послушание. «Поначалу круглосуточного дежурства не было, — вспоминает Анастасия, — приходили на какое-то время и медсёстры и мамочки. Тогда отделение большое было и мамочки были очень отзывчивые, со всего отделения бежали, когда привозили такого малыша, несли одежду, игрушки, памперсы, питание, всё отделение нянчилось». Позже составили график круглосуточных дежурств, потому что поняли, что с ребёнком нужно находиться постоянно, нужно отслеживать его состояние.

Настя вспоминает, как однажды привезли в отделение мальчика Сашеньку. Ребёнок был лежачий в довольно тяжелом состоянии, в палате один лежал. Сёстры окрестили малыша, окружили заботой как могли. «А потом как-то раз медсестра заходит, а лежачий мальчик сидит! Она даже не ожидала, говорит: «Девочки, он сидит у вас! Девочки, вы же его не оставляйте, занимайтесь им». Вот так маленький человечек сразу откликнулся на внимание, ласку, заботу, на человеческое тепло и участие.

А потом в детской краевой больнице начался карантин по ветрянке. И хотя Сашенька лежал один в палате, всё равно из-за карантина пришлось перевести его в инфекционную больницу. Так под патронаж сестричества во имя святой преподобномученицы Елизаветы попала и детская инфекционная больница. Здесь в больнице на двери одной из палат сёстры увидели табличку с надписью «брошенные дети». Это была большая палата, по всему периметру которой стояли кровати, а на них лежали дети прямо на голых клеёнках. Конечно, сердобольные сёстры упросили медперонал разрешить приходить к детям в эту палату. Анастасия рассказывает: «И стали мы приходить туда, брать малышей на прогулку, играть с ними. Вернулись, сразу их помыли, переодели. Памперсы им приносили, штопали ползунки».

Патронаж детских домов

Ещё под патронажем сестричества была в больнице девочка с диагнозом ВИЧ, видимо, внутриутробным. Девочке было уже 7 лет и подоспело время определять её в какое-то учебное заведение, переводить в какой-то детский дом, а куда с таким диагнозом? Найти место получилось только в станице Ладожской…  Сёстры едут туда! В Ладожской было два детских дома. И везде та же история – больные детки с недержанием, острая нужда в постельном белье.  Это был конец 90-х — начало 2000-х. Кинули клич по храму: кто-то принёс ткань, кто-то постельное бельё, уже неважно какое. Сёстры строчат простыни, собирают постельное бельё в баулы, едут в детский дом. А там уже детей не 5 и не 10, там их уже 30! Туда к деткам ездили уже с подарками. Около 10 лет патронировали сёстры детдом в Ладожской. На Пасху, на Рождество всегда подарки привозили. Помогали прихожане: кто деньгами, кто одеждой. Конфеты покупали, игрушки, конструкторы развивающие.

Анастасия вспоминает, как впервые провели акцию «Подари ребёнку». Сфотографировали деток, подписали имя и попросили, чтобы каждый написал, кто что хочет в подарок. Детки, кто во что горазд — заказали ролики, самокат, удочку, тетрис, тетрадку, цветные ручки, спортивный костюм, теннисные ракетки, кроссовки. «Кто-то сразу не мог даже сообразить, чего именно ему хочется, пришлось помогать. Эту акцию провели вместе с молодёжным движением Свято-Екатерининского собора. Главное, дети остались довольны, получилось подарить каждому, кто что хотел».

 

К тому же, денег пожертвовали столько, что сестричество смогло организовать воспитанникам детского дома ещё и паломническую поездку в Новоафонскую Михаило-Архангельскую пустынь. Поездка получилась увлекательной. Экскурсовод  рассказывал историю края, а общение  сестёр с детьми стало более неформальным и открытым, завязалась дружба.

Подопечные детских домов в Ладожской стали крестниками и крестницами многих сестёр. В то время местная власть взяла курс на создание приёмных семей и мало-помалу детские дома в крае стали закрываться. Закрылся вскоре и детский дом в Ладожской. Сёстры стали ездить в Новолеушковскую. Это было уже гораздо дальше и сопряжено с определёнными трудностями, возросли формальности приёма сестёр в учреждение, и регулярно посещать детский дом стало значительно труднее.

Но как бы то ни было, связь с воспитанниками и крестниками у сестёр продолжается по сей день. Хотя они уже выросли, но всё равно нуждаются в помощи даже чисто житейской. Бытовые вопросы, советы, материальная помощь, — всё это по-прежнему на плечах сестёр, которые, впрочем, с радостью отдают свою материнскую любовь воспитанникам. Сейчас выпускники детских домов получают квартиры и приход храма иконы «Всех скорбящих Радость», включая и сестёр, помогает им обустроиться.

Вовчик 

В истории сестричества бывали и случаи, когда патронажная сестра становилась не только крёстной, но и матерью малышу. Как-то поступил на лечение мальчик из Сочи, Володя. Сёстры стали звать его Вовчик. Ребёнок со сложным диагнозом – лейкозом и синдромом Дауна, не разговаривает. А одна сестра к нему так привязалась, что взяла малыша к себе, невзирая на трудности. Сёстры трудностей вообще не боятся! Хотя хлопот с ребёнком немало, сестра не опускает руки, водит его во всевозможные кружки. Вовчик даже ездит на лошади, мастерски выполняя вольтижировку.

История

Сестричество в честь святой преподобномученицы Елизаветы долгое время было единственным в Краснодаре. Сёстры несли службу не только в детских больницах и домах, но и онкологической больнице, в домах престарелых. Впоследствии при онкологической больнице вырос женский монастырь, появились сестричества при других храмах города: при соборе Александра Невского, при кафедральном Свято-Екатерининском соборе. Отец Алексий рассказывает: «В Александро-Невском соборе наши сёстры первоначально составили основу нарождавшегося там сестричества. Они  сотрудничают и взаимодействуют со всеми сестричествами. Когда нужно организовать дежурство у детей, связываются между собой, обговаривают график. Вместе молятся, зовут друг дружку на помощь, на какое-то общее дело».

К слову сказать, первая община сестёр милосердия появилась в Екатеринодаре в 1893 году. По инициативе супруги начальника области и наказного атамана Кубанского казачьего войска Елизаветы Ивановны Малама в Екатеринодаре возникло Общество Красного Креста и при нём Кубанская община сестёр милосердия. Екатеринодарские сёстры милосердия мужественно ухаживали за ранеными в боях Русско-Японской войны и вернулись в родные края с боевыми наградами.

Кубанская община сестёр милосердия находилась под высочайшим покровительством Государыни императрицы Марии Фёдоровны. Попечительство общиной взяла на себя София Иосифовна Бабыч. К 1914 году в общине было 40 сестёр милосердия, прошедших подготовку у медиков Кубани, Санкт-Петербурга на специальных курсах в Швеции. Сёстры были из состоятельных дворянских, купеческих и казачьих семей и благодаря блестящей медицинской подготовке могли оказывать помощь как в мирное, так и в военное время. В 1914 году Император Николай II пришёл в восторг от состояния и работы лазарета на 50 кроватей. В здании Кубанской общины милосердия сегодня располагается детская краевая больница.

Неслучайные случайности

Осенью 2004 года православный Краснодар торжественно встречал ковчег с мощами святой преподобномученицы Елизаветы и её келейницы Варвары. По графику мощи не должны был привозить в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Только в кафедральный собор, Свято-Троицкий и Рождественский храмы. Ковчегов было два. И батюшка, настоятель Скорбященского храма обратился к организаторам: «У нас сестричество в честь святой Елизаветы уже столько лет, вот бы мощи в наш храм!» И, о чудо, получил разрешение увезти на день один из ковчегов. Сразу оповестили прихожан, выстроилась большущая очередь, поёт хор, сестричество в форме – торжественно всё так! И, батюшка вспоминает, что было реальное ощущение, будто сама Великая княгиня посетила храм. А спустя год уже отец Алексий оказался на Святой Земле посетил Гефсиманский монастырь, где находятся мощи преподобномученицы Елизаветы.

Ещё очень памятен для сестричества эпизод, когда в 2003 году в Краснодаре встречали мироточивый образ Государя Николая. Встречали на вокзале, на перроне собралось казачество, cёстры милосердия единственного на тот момент сестричества во имя Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Поезд остановили с точностью до сантиметра, играл оркестр, словом, встречали как самого Царя.

Значение

На вопрос о том, что же всё-таки значит для неё сестричество, Настя отвечает: «Сестричество сейчас это вся моя жизнь». Ответ, в общем-то, исчерпывающий. Настя поясняет: «Поездки, отпуск, мне всегда это трудно даётся. Когда я уезжаю, на неделю расписываю дежурства, оставляю телефоны, контакты, человека предупреждаю: «смотрите, вместо меня Таня будет». Я всегда переживаю, как это будет. Всегда, как только соберусь уезжать, сразу: «а у нас ребёнок». И вообще график моей жизни связан с графиком служб, престольных праздников, Пасхи, Рождества, потому что в эти дни я должна быть в храме. Ведь мы идём в больницу поздравлять больных с Рождеством, с Пасхой, и с престольными праздниками тоже. А когда в связи с ограничениями в отделение не пускали, решили поздравить с Рождеством Христовым медперсонал. Купили мандарины, конфеты и радостно передали им в отделение. Врачам же, особенно в красной зоне, тоже тяжело. А на Пасху мы медперсоналу раздали куличи и яйца. Они были удивлены и обрадованы. Раньше мы всегда поздравляли больных, а тут вдруг пришли их поздравить! (смеётся). В престольные праздники прихожан кормим».

Елена присоединяется: «Получается, что сестричество это армия внутренняя, а батюшка у нас полководец. Когда своими силами не справляется, кидает клич: «Сёстры!» И армия готова. Сама организация похожа на военную. То есть ты как на службе, ты должен быть готов. Настя кинула клич, все быстренько расписание себе взяли. Если нужно куда-то поехать, обязательно кто-то берёт под козырёк и выполняет. Себе не принадлежишь. Так же как батюшки. Они у нас как военные, а сёстры дополнительный батальон».

О самом главном…

Много ещё можно вспомнить интересных эпизодов, которыми богато сестринское служение. Много ещё можно рассказывать об их подвиге. И всё же… Какова цель такого служения? Для чего же все эти жертвы, труды, заботы? На эти вопросы отец Алексий отвечает лаконично: «Самая главная цель — приведение людей ко Христу». Кого же именно? Только ли подопечных?

Святые Отцы выделяли три основных добродетели: молитву, воздержание и милосердие. Приведём только несколько цитат. Святитель Иоанн Златоуст: «Милосердного и человеколюбивого Бог принимает и любит, и если это будет праведник – сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник – прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному себе рабу». Преподобный Ефрем Сирин: «Будем иметь душу сострадательную, будем иметь сердце, способное сочувствовать страждущим, не будем жестокими и бесчеловечными… Ничем ты не можешь столь подражать Христу, как попечением о ближних». Преподобный Исаак Сирин: «На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное  выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви. Таинство Искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству». Святитель Игнатий Брянчанинов: «Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием. Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека Богоподобным. Это состояние – блаженство. Сердце, объятое милостью, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его – благость».

Конечно, из этих немногих изречений становится ясно, что своими силами такого состояния души не достичь. Это высокий идеал и как все добродетели — дар Божий, но дар даётся в ответ на произволение. В этом смысле к Христу двигаются и подопечные и сёстры вместе, рука об руку. Конечно, слава Богу, если через сестринскую любовь и милосердие кто-то откроет своё сердце Христу и откликнется на призыв следовать за Ним. Но необходимо осознать главное: больны мы все. Больны грехом, самолюбием, самоценном, самолюбованием и т.п. Святые Отцы учат, что каждый человек это образ Божий, это икона, только нуждающаяся в реставрации. И увидеть эту икону в каждом ближнем, в каждом больном, немощном и обездоленном это, пожалуй, главная задача сестринского служения. Осознание того, что не только ты служишь немощному человеку, а ещё и он помогает тебе увидеть Бога в ближнем, а также увидеть свои немощи и научиться полному упованию на Бога, а не на свои силы. Как выразила эту мысль сестра Елена: «Для меня сестричество это свет в окошке, который тебе светит и освещает твою жизнь. То есть не ты его делаешь, а он тебе светит! А как иначе? Это даёт возможность не возгордиться и не упасть».

журналист Анжела Оганова.